Транспортная логистика в 1С. Модуль Диспетчерская.


Модуль "Диспетчерская" предназначен для решения задач транспортной логистики в 1С. Круг решаемых задач охватывает: сбор заявок на перевозку и контроль их выполнения, формирование маршрутных листов из заявок и создание путевых листов на их основании. Есть возможность указать стоимость оказанных услуг в заявках. В перспективе появится функция автоматического выставления счетов на оплату заказчикам по оказанным услугам. Мы планируем наращивать функционал модуля согласно потребностям наших клиентов.

Общая схема работы

Работу с модулем можно разделить на этапы:

  1. Создание заявок
  2. Создание рейсов и включение заявок в рейс
  3. Создание путевых листов на основании рейсов
  4. Контроль выполнения рейсов, заданий, заявок

Далее подробно рассмотрим каждый этап.

Создание заявок

Заявка это первичный документ, который отражает потребность в перевозке груза. Содержит информацию о заказчике, отправителе, получателе, датах, времени и адресах погрузки-разгрузки. Объем, вес и габариты груза.

Создавать и просматривать заявки можно в соответствующем разделе программы.

Есть возможность посмотреть пробег маршрут на карте и определить расстояние. Откроется окно "Геокодера".

По кнопке "Подтвердить", можно заполнить реквизит "Расстояние" расстоянием из Геокодера.

Вновь созданная и проведенная заявка имеет статус "Новая". Этот статус отображается в журнале документов.

В списке можно использовать предопределенные отборы, создавать свои. Работает поиск, а также есть возможность установить отбор по датам погрузки/разгрузки. Отбор по датам погрузки/разгрузки учитывает вхождение соответствующих дат заявки в период отбора.

На основании заявки можно сразу сформировать рейс.

Это не самый лучший способ распределения заявок в рейсы, но иногда он может быть полезен. Основной способ формирования рейсов предполагает использование одноименной обработки. Работа с ней рассмотрена далее.

Увидеть в какой рейс включена заявка, можно нажав на кнопку "Связные объекты".

Распечатать заявку можно с помощью кнопки "Печать". Печать доступна из формы или журнала документов.

Создание рейсов и включение заявок в рейс

Группировка заявок и отображение на карте

Для удобного распределения заявок в рейсы воспользуйтесь обработкой "Формирование рейсов".

Новые заявки располагаются в нижней левой области обработки. Под новыми заявками понимаются заявки в статусе "Новая", такие заявки не включены в проведенные рейсы.

На дерево заявок можно установить отбор по периоду. Этот отбор работает аналогично отбору в журнале заявок, который мы рассматривали выше.

Обратите внимание, что заявки в дереве заявок сгруппированы по геозонам адресов разгрузки. Это сделано для удобства распределения заявок в рейсы. "Геозона" указывается в карточке адреса. Адреса с неуказанной геозоной в дереве заявок будут включены в зону "не определено".

Желательно всегда указывать геозону и координаты при создании нового адреса. Геозона выбирается из справочника и может быть определена в соответствии с бизнес-логикой предприятия.

Определить координаты и посмотреть местоположении адреса можно с помощью геокодера или ссылок на карты Google или Яндекс.

Дополнительно, возможна вставка координат, скопированных из Яндекса в буфер.

Геокодирование адресов желательно, но не обязательно.

Отобразить адреса погрузки/разгрузки заявок можно с помощью кнопок или контекстного меню. В дереве заявок можно выбрать сразу несколько заявок для отображения.

Адреса погрузки помечены знаком "+", а адреса разгрузки "-". При клике на балун отображается подробная информация.

Включение заявок в рейс

Для того чтобы включить заявку в рейс, выберите (выделите мышью) существующий рейс в списке рейсов или создайте новый. Новый рейс нужно записать и провести. Заявки, включенные в рейс, отобразятся в списке заявок рейса.

Чтобы добавить новые заявки в рейс, выделите нужную заявку в дереве заявок и перенесите её в рейс с помощью стрелки.

Заявка добавлена в рейс.

При этом заявка больше не отображается в дереве заявок, а её статус поменялся на "Запланирована".

Загрузка машины показана в соответствующих полях формы.

Если есть необходимость исключить заявку из рейса, то это можно сделать с помощью стрелки.

На вкладке "задания" есть возможность расставить задания в нужной последовательности.

Из документа рейс можно распечатать "Маршрутный лист". Печать доступна из формы или журнала документов.

Формирование путевого листа на основании рейса

Сформировать путевой лист на основании рейса очень просто. Для этого воспользуйтесь кнопкой "Создать на основании". Эта кнопка расположена в журнале рейсов и на форме конкретного рейса.

Посмотреть введенный на основании рейса путевой лист можно с помощью кнопки "Cвязанные объекты".

Контроль выполнения рейсов, заданий, заявок

Ручной контроль (в перспективе появится автоматический при использовании системы мониторинга транспорта) выполнения заявок осуществляется с помощью документа рейс и его статусов.

После создания рейс имеет статус "Новый", а включенные в него заявки статус "Запланирована".

При изменении статуса рейса на "Отправлен" статусы заявок меняются на "В пути".

Выполнение рейса можно контролировать с детализацией до заданий. Для этого на вкладке "Задания" документа рейс существуют флаги выполнения.

Перевести рейс в статус выполнен можно только если все задания имеют флаг выполнено.

При этом заявки рейса меняют статус на "Выполнена".

Полезные советы


В справочник транспортных средств можно завести виртуальные машины (по моделям, например: газель, бычок) и использовать их во вновь созданном рейсе. Когда будет подобрана реальная машина заменять виртуальную реальной. Таким образом, если вы пока не знаете номер машины, которая будет выделена, но знаете какая модель, то вы уже сможете спланировать рейс исходя из её грузоподъемности и объёма кузова.


Для комфортной работы желательно использовать "большой" монитор. Кроме того, в программе есть возможность изменить масштаб окна обработки "Формирование рейсов" и режим его открытия (в отдельном окне / на вкладке). Для этого воспользуйтесь кнопкой настроек.